Чем больше я смотрю на европейские интерьеры, а это очень важно, европейские, не американские (хотя есть и американские интерьеры, европейские по сути), тем больше вижу какую-то пропасть между тем, что делают они и у нас, в России. И это так странно, вроде бы мир открыт, посещаем одни и те же выставки, но мозги изменить не так просто. Выйти за пределы своих представлений о красивом и удобном нереально тяжело, да и возможно ли?
В первую очередь бросается в глаза насколько европейские интерьеры свободные, легкие, какие-то совсем не такие как у нас, хоть обстарайся. Я долго думала, в чем дело, и мне кажется, среди прочих причин есть одна критическая вещь. Наши люди (как впрочем и американцы, поэтому у нас так обожают «американскую классику») очень сосредоточены на своем физическом комфорте. Они хотят супер свежий и очищенный специально для них воздух, мягкий огромный диван, мягкие стулья на кухне, большую кухню, чтобы много приготовить и столько же много съесть, большую кровать с супер классным матрасом, чтобы потом возложить свое тело, короче говоря все большое и мягкое, всего много и еще побольше. При этом визуального дискомфорта от этих «удобных» предметов они не ощущают. То есть физический комфорт идет намного впереди визуального комфорта. И было бы неправильно осуждать людей за это — каждый в праве хотеть то, что хочет и может себе позволить. Я сейчас о другом — причинах, почему нам все так нравится у них, а от своего хочется убежать/закрыть прессу через 5 секунд беглого просмотра.
А есть люди, для которых визуальный комфорт настолько важен, что они готовы в угоду ему пожертвовать физическим удобством. Им просто невозможно и больно видеть все это китчевое «удобство». Видимо, правда надо пройти долгий этап избыточности не в одном поколении, чтобы понять, что ничего этого попросту не нужно. И чтобы захотелось окружить себя минимумом, но лучших вещей. Понятно, что иногда можно позволить себе очень большое количество лучших вещей, и во многих домах, например, Бейрута, так и делают. Но собранные вместе, они не звучат. Солист должен быть один, так же как и команда лучших футболистов всех сборных на мундьяле просто не в состоянии играть вместе.
Это один из типов интерьеров, по-настоящему минималистичных и крутых, которые мне нравятся. Нравятся и другие, живые и полные вещей, но сейчас я не о них.
Я просто проиллюстрирую картинками то, что я имею ввиду.
Гостиная Карин Ротфельд. Ей достаточно удобно на этих угловатых диванах.
Уверена, ей супер удобно на стульях Мис ван дер Рое. И открытые полки не смущают. В Париже, как и у нас, есть пыль, у нас, как и в Париже, есть клининги и помощники по хозяйству, но, видимо, как в анекдоте «есть нюанс»…
И все крема и шампуни отлично умещаются за зеркалом. А Карин, на минуточку, была лет 20 гравредом французского Vogue и недостатка в кремах не испытывает.
Или вот французские ребята Lecoadic-Scotto. Им достаточно удобно так:
Ну и последнее:
На фото Сезар Сервантес, мексиканский коллекционер современного искусства. В какой-то момент он продал свою коллекцию и купил дом, принадлежащий ранее Луису Баррагану, одному из известнейших мировых архитекторов. Посмотрите на короткое видео про дом и послушайте, что он говорит.
Он чувствует ответственность за то, где он живет, представляете?! Он не хочет перестроить дом и поменять планировку, чтобы ему было удобно, потому что ему удобно и так. Ему удобно от осознания, что он окружен сокровищем — стены голые, там никакая живопись не нужна, сам дом как произведение искусства, наполненный при том мебелью коллекционного уровня.
И вот почему ему, миллионеру, вполне себе удобно сидеть на деревянном кресле авторства Клары Порсет (еще одно выдающееся имя в истории мирового промышленного дизайна), а у нас бы сначала рассмеялись тебе в лицо, предложи ты такое клиенту.
По-моему, очень важно сохранить баланс между физическим и визуальным комфортом. Я уверена, что если человек хоть сколько тянется к красоте и способен ее замечать, после первых восторгов от огромного удобного, но некрасивого дивана, наступит разочарование. Будет все раздражать, а что конкретно не так, он не поймет. И снова будет ремонт и снова все по новой. А вот дому Карин, лет десять наверное уже. А сколько дому Баррагана и сказать страшно. Но выглядят оба отлично. И наоборот, если немного попридержать свой комфорт и приспособиться самому под хорошие вещи, скоро наступит другой комфорт — визуальный, намного более благодарный и долгоиграющий.